style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5787535198896183"
data-ad-slot="7387770557">

Конфликт1

Автор  Кургаев А.

Конфликты — это одно из наиглавнейших показаний современной социальной и общественно-политической жизни. Отлично известно, что жизнь человека в обществе полна противоречий и в целом  трудна.

К примеру, Б. Ф. Ломов полагает, что в коллективной деятельности «соперничество» осуществляет роль некого «катализатора» развития. Ключевое положительное значение конфликта складывается в том, что, конфликт считается основой развития, являясь формой противоречия.

Классическая точка зрения,  не только специалистов по психологии, работавших с группами, но и социологов, была в том, что конфликты не являются положительным явлением для группы и цель состоит в их устранении.
Из положительных функций конфликта самой наглядной считается сигнальная функция. Обсуждая разновидности кризисных ситуаций,  Ф. Е. Василюк выделяет положительную роль, необходимость внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и предоставляют шанс разрешить их до реального разрешения этих отношений».

Для образца рассмотрим взаимоотношения ребенка с родителями. В случае если они воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями как непослушание, то они станут бороться с неповиновением, стоять на своем и тем самым только усугубят взаимоотношения с ребенком.

Разумной реакцией станет понимание происходящего не как неповиновения, а как сигнала о необходимости изменений. Тут станет уместно сравнение с болью. Каждый доктор скажет, что она выполняет необходимую и нужную функцию.

Боль — это предупреждение о том, что в организме что-то не так. Пренебрегая, либо заглушая боль медицинскими препаратами, мы остаемся с болезнью. Конфликт, аналогично боли, исполняет сигнальную функцию, извещая нас о том, что в наших взаимоотношениях, либо же в нас самих что-то не в порядке. Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» взаимоотношений. Функция разрядки напряжения, какую потенциально хранит в себе конфликт, имеет возможность преднамеренно использоваться в педагогической практике. К примеру, А. С. Макаренко оценивал конфликт как педагогическое средство воздействия на отношения людей.

На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и прочие положительные функции конфликта, к примеру «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).

В качестве образца приведу рассказ одного друга. Он женился крайне рано, только окончил школу. Жена старше него на 2 года. Хоть она была также молодой, ему думалось, что она более мудра и опытнее.

После рождения малыша их взаимоотношения стали портиться, и в конце концов подошли к небезопасной черте, после которой, может быть, их должна была ожидать разлука. Но тут произошел еще один серьезный конфликт, и когда каждый понял, что терять нечего, они сели за стол переговоров.

Новый уровень взаимоотношений между ними он приписывает к происшедшему конфликту. «Момент прорыва», когда люди пытаются пробиться друг к другу, когда уже совсем нечего терять, может стать для них последней возможностью понять друг друга. Социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это возможность разговора начистоту».

Переживание кризиса, само по себе не способствует его преодолению, так же как   и анализ ситуации, обдумывание приводит только к наилучшему осознанию. Проблема состоит в поиске свежего смысла, в «смыслопорождении»

«Благодаря конфликту становится возможным первичное установление единства либо его восстановление, в случае если оно было ранее нарушено», считал Козер.

Противоречия зачастую приводят к столкновению интересов как социальных групп, так и отдельных людей. От того и важно понимать, как надлежит действовать в данной конфликтной ситуации, как отстоять собственные интересы, каким образом добиться своих целей, при этом оставаясь в хороших взаимоотношениях с оппонентом.         Существенное значение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер взаимоотношений группы с внешней средой. Так, группы, оказавшиеся в состоянии более-менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь рвение к более полному личностному вовлечению своих членов в общее дело и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Терпимость к внутренним конфликтам будет характерна группам, отношения которых с внешней средой более уравновешены.

 Козер считает, что: «чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. В случае если в сплоченной группе завязывается конфликт, то проходить он будет с особой интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными взаимоотношениями. Конфликт в группах данного типа будет грозить самим их основам, а, следовательно, носить пагубный характер».

Присутствие положительных потенций конфликта обусловливается особенностями группы, равно как и его видом.

Любая группа предполагает потенциальные возможности конфликта в

 силу периодически возникающего соперничества между требованиями индивидов. Внутренний конфликт служит лекарственным средством выявления у группы различных интересов, обеспечивая восстановление нужного баланса.

Конфликты нередко обусловливают создание ассоциаций групп, благодаря чему гарантируется взаимодействие среди всей группы, убавляется изоляция, создается основа для реализации личной активности членов группы.

Указав на позитивный потенциал конфликта в гибких общественных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим устройством, механизмом устройства норм к новым условиям.

Выделение потенциальных положительных перспектив конфликта никак не должно заставить нас позабыть о его деструктивной роли. Можно считать представление не только о положительной роли преодоления личностью возникающих, конфликтов, однако и о отрицательном воздействии.

 Итогом внутренней работы личности по преодолению критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее субъективном мире — приобретение абсолютно иного смысла, свежего отношения, возобновления душевного равновесия и т. д. Но многие стратегии поведения в конфликте

являются психологически неэффективными, оказываются настроенными на, смягчение остроты кризиса и сопутствующих эмоциональных состояний. Если вспомнить медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первоначальном случае человек, почувствовав боль, пытается узнать ее первопричину и преодолеть ее, вылечив заболевание, а во второстепенном случае он принимает таблетки, стараясь подавить неприятные ощущения.

 Практическая точка зрения может быть сформулирована словами Р. Мэя: «…Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

Таким образом, вопреки общепринятому мнению, в конфликтах помимо отрицательных, присутствуют положительные качества.

Related posts:



style="display:inline-block;width:468px;height:60px"
data-ad-client="ca-pub-5787535198896183"
data-ad-slot="5492234955">